Кратко о «Создание арки персонажа» Кэти Мари Уэйланд

Я давно слышала об этой книге, но все откладывала чтение. Но относительно недавно мне ее порекомендовала сценаристка с другого проекта, и я решила, что дальше тянуть нельзя.

Одна из мыслей в книге: персонаж конструирует сюжет на основе своей арки. Сюжет и арка персонажа сильно связаны.

Персонаж приводит в движение сюжет, сюжет формирует арку персонажа. Работать порознь они не могут.

Получается вот такой цикл. Можно также упомянуть, что арка персонажа влияет на тему произведения, и в каком-то смысле этой темой и является.

Есть три основных типа арок:

  1. Восходящая. Когда герой становится лучше.
  2. Нисходящая. Когда герой становится хуже.
  3. Плоская. Когда герой не меняется.

Все арки строятся на изменении (о плоской арке мнение автора укажу ниже) и наличии у героя укоренившегося ложного убеждения.

Ложное убеждение может быть связано с самим героем, окружающим миром, моралью или чем-то другим. Ложь героя можно выразить одним предложением. И, что важно, герой не догадывается о своей проблеме, и это ложное убеждение присутствует в его жизни и влияет на нее.

Герой верит в ложь из-за раны. Часто рана относится к прошлому персонажа и раскрывается постепенно. Рана может обеспечить тайну для персонажа.


В книге много цитируются другие авторы и даже есть список литературы. Его приведу в самом конце, т.к., мне кажется, в нем есть другие интересные книги. Кроме того, автор приводит подробные описания того, что происходит с персонажем в каждом акте, в показательном моменте, в каждом переломном пункте, кульминации и развязке. Я не буду подробно описывать все.

Восходящая арка персонажа

Основная суть в том, что герой изменяется в положительную сторону. По ходу сюжета значительно меняются приоритеты.

У персонажа есть ложное убеждение, которого герой не замечает. Это убеждение мешает добиться цели, но герой считает, что проблема в чем-то другом. При этом то, чего хочет персонаж, и то, что ему на самом деле может быть (и чаще всего являются) разными вещами.

Постепенно герой отказывается от своего ложного убеждения и принимает правду. Благодаря этому он меняется. Окончательный выбор истины происходит во втором переломном пункте.

При этом изменения происходят постепенно и ценности персонажа постоянно проверяются. Не только, когда персонаж уверен в своем ложном убеждении, но также когда тот переходит на сторону истины.

В развязке арки лучше всего показать изменение героя и его новый мир, основанный на истине, чтобы дать представление о новой жизни персонажа.


Плоская арка

В начале этой арки герой уже знает истину, у него нет ложного убеждения. Получается, что внутренне герой не изменяется. НО! Так как герой знает истину, он меняет мир вокруг себя. Герой борется не с собственным ложным убеждением, а с ложью в окружении и мире. Часто поначалу персонаж избегает конфликта и ищет мирных способов разрешения, но найти их не удается.

Благодаря активному изменению мира многие плоские арки воспринимаются как истории с сюжетом, насыщенным событиями.

Кроме того, если не изменяется главный герой, это не значит, что второстепенные персонажи тоже должны быть с плоской аркой. Пусть второстепенные персонажи меняются больше, но к окончательной победе истины обязательно ведет главный герой.

При плоской арке герой не сомневается в истине, но может быть не уверен, что именно истина поможет ему изменить окружение и победить ложь.

Когда перечитывала описание для плоской арки, мне вспомнился фильм Темные воды и его главный герой.


Отрицательная арка

В отрицательной арке герой претерпевает негативные изменения, и с течением сюжета все больше и больше верит в ложное убеждение. Герой разрушает не только себя, но и других.

У отрицательной арки три проявления:

  1. Арка разочарования, где герой верит в ложь, преодолевает ложь, но новая истина оказывается ужасной.
  2. Арка поражения, где герой верит в ложь, цепляется за ложь, отказывается от истины и начинает верить в еще более жуткую ложь.
  3. Арка порока, в которой герой видит истину, но отвергает ее и принимает сторону лжи.

Во всех вариантах отрицательной арки ложь стоит выше истины. Первый переломный пункт чаще всего бывает положительным, но в нем обязательно присутствует дурное предчувствие. Некое предвестье.

Финальные сцены в трагедии относительно короткие. Главное, убедительно показать финальное состояние героя.


Список литературы:

  • К. Воглер «Путешествие писателя».
  • Р. Макки «История на миллион долларов».
  • М. Хейг «Голливудский стандарт».
  • A. Ackerman, B. Puglisi, The Negative Trait Thesaurus.
  • Bell, James Scott, Write Your Novel From The Middle.
  • Bernhardt, William, Perfect Plot.
  • Gerke, Jeff, Plot vs. Character.
  • Lyons, Jeff, «A big-city cop moves to a small coastal town…»
  • McCollum, Jordan, Character Arcs.
  • Morris, Roz, Writing Characters Who’ll Keep Readers Captivated.
  • Phillips, Melanie Anne, Hutley, Chris, Dramatica.
  • Schmidt, Victoria Lynn, 45 Master Characters.
  • Sicoe, Veronica, «The 3 Types of Character Arc — Change, Growth and Fall».
  • Williams, Stanley D., The Moral Premise.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s